Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Каталог статей
Божий суд
Во всякую пору суд божий был высшим и справедливейшим. Вера в него
велась на Руси с незапамятных времен. Еще Перун-громовник, грозный
повелитель огней небесных и дожденосных туч, призывался в
свидетели-судьи.
Каратель злой нечисти, мешавшей труженику-пахарю, он являлся и бичом
людских пороков и преступлений. Огню и воде, этим находившимся под его
властью стихиям, придавалась сила обличения лжи. Поэтому и обращались
наши предки к его помощи, например, часто виновников преступления
выявляло огненное испытание.
Обвиняемый должен был пройти голыми ногами по раскаленному железу: народ
верил, что невиновный человек сделает это безо всякого вреда для себя.
При сомнительных, спорных делах тот, кто обвинял неприятеля в
преступлении или, наоборот, желал очиститься от подозрения, должен был,
допустим, пронести кусок раскаленного железа на несколько шагов или
голой рукой достать кольцо из кипящего котла. Вытерпел - значит, выиграл
суд. И наоборот...
Судимый водою должен был или достать камень со дна котла с кипятком,
или войти в реку в самом широком месте ее, среди водоворотов и омутов, и
плыть к берегу. Если виновен, его утопит сама кривда! Случалось, что
обвиняемые, страшась кары небесной, сознавались в своих провинностях и
соглашались лучше нести наказание от судей земных, чем погибнуть от суда
божьего.
Вообще судебные испытания огнем, водою или оружием, носившие названия
божьего суда, были распространены в древности у многих народов.
Частенько с помощью божьего суда вызнавали затаившуюся ведьму. Женщину, в
которой подозревалась связь с нечистой силой, связывали по рукам и
ногам и бросали в воду. Выплывет - значит, точно ведьма, потому что
дьявол ей помог, ибо «ведьму-колдунью вода не принимает», гласила молва.
Ну а потонет - получается, была бедняжка невиновна, зря ее подозревали в
сношениях с врагом рода человеческого.
Эта стародавняя форма разрешения споров также просуществовала во многих
странах довольно долго и бытовала даже в позднейшие, просвещенные
времена. Впоследствии, с течением времени, испытание стало производиться
более легким способом: на воду бросали жребии, которые и решали исход
дела. Однако и до недавнего времени в народе сохранялись следы веры в
божий суд.
Двум спорщикам давали зажженные лучины или свечи: чья сгорит раньше, тот
и не прав. Не менее серьезным испытанием был и судебный поединок,
когда, из-за недостатка доказательств, спорщики прибегали к
единоборству.
В назначенный день - под наблюдением посадника или наместника -
противники вступали в бой, дав клятву, что не рассчитывают на помощь
чародеев. Судная грамота 1467 г. постановляет, что выходить на поле
биться за свою правоту могли не только мужчины, но и женщины.
По летописным свидетельствам, даже исходы войн решались иногда
единоборством двух избранных витязей. Состязание это происходило на виду
обеих неприятельских ратей. Исход поединка принимался за непреложный
приговор божественной воли, которой равно подчинялись и те, на чью долю
доставалась победа, и те, которые должны были признать себя
побежденными. Таков был победный бой русского богатыря-кожемяки с
печенегом при князе Владимире Красное Солнышко в 992 году и удачный
поединок князя Мстислава Удалого с касожским князем Редедею (1022 г.).
Отголоски этой древней веры в суд божий можно найти в словах «бог шельму
метит», которые означают, что всякий грешный, неправедный человек в
чем-то несчастен, небеса его обязательно, пусть и неявно, наказывают за
все свершенные злодейства.
Susan Labouri
МЕДВЕЖЬЯ ГОЛОВА
Повадился как-то раз ходить к деревне медведь. Слишком рано поднялся он
из берлоги, был зол, голоден, да еще напоролся на самострел, вот и
затаил зло на весь род людской. Для начала завалил неосторожного
охотника. А как отведал разок человечины, так и начал искать сладкого
мяса снова и снова. Многих людей задрал, и тогда назначили старейшины
награду - целое стадо! - храбрейшему охотнику, который избавит народ от
людоеда. В доказательство старейшины просили принести в деревню голову и
шкуру зверя.
Два самых отважных молодца решили попытать счастья. Ушли поутру в лес, а
вечером вернулись. У одного в руках правая половина медвежьей шкуры, у
другого - левая.
- А где же голова? - спросил кто-то.
- Голову и мясо зверя мы принесли в жертву Зевонии, богине охоты, - ответили удальцы. А потом завязался между ними спор.
- Я одолел людоеда! - похваляется один, по имени Корень. - Напоролся он на мою рогатину, пробила она ему самое сердце.
- Нет, свалил медведя удар моего копья в печень, а значит, награда моя, - спорит Бугор.
Развели руками старейшины и порешили отыскать правду с помощью божьего
суда. Это значило, что ранним утром выйдут храбрецы на поединок, и кто
одолеет соперника - за того боги заступились, он и есть истинный
победитель медведя-людоеда.
Ночью Бугор тайком пошел к колдунье, жившей на окраине деревни: просить
помощи на божьем суде. Посулил в случае победы разделить с ней награду, и
дала старуха ему такой совет:
- Если хочешь быть страшен, убей змею черную, а убей ее саблей или
ножом, да вынь из нее язык, да вверти в ткань зеленую и в черную, да
положи в сапог в левый, а обуй на том же месте. Идя прочь, назад не
оглядывайся. Придя домой, положи язык змеиный под ворота в землю.
А кто тебя спросит: «Где был?» - с ним ты ничего не говори.
Поклонился Бугор старухе и ушел в лес искать змею черную. Только стихли
его шаги, чу! - снова кто-то скребется в двери. Да это Корень явился
подмоги чародейной просить! И тоже сулит богатую награду.
Усмехнулась колдунья: не послать ли и его в лес за черной змеей? Но сжалилась над молодцем и сказала так:
- Когда пойдешь на суд божий, положи в сапог три зубчика чесноковые, а под правую пазуху привяжи себе утиральник.
И вот наутро принесли волхвы жертвы в капище, призвали всевидящего
Дажьбога и грозного Перуна помочь правдивому и покарать обманщика. Бугор
и Корень вышли на божий суд. Оба в латах и шеломах, в руках держали
мечи. У одного под воротами язык змеиный зарыт. У другого в сапоге
чеснок...
Сошлись неприятели, ударились... и оба упали замертво. Поразили друг друга с первого удара!
Что за напасть, думают люди, почему же божий суд покарал равно того и
другого?! И вдруг из лесу вышел воин. Вся одежда на нем изорвана и
окровавлена, на теле глубокие раны, а в руках - огромная, как пивной
котел, медвежья голова. Увидал воин мертвых Корня и Бугра - да так и
ахнул:
- Значит, наказали боги этих жестокосердных!
А потом рассказал, что шел он с войны в свое селение, да по пути напал
на него в лесу ужасный медведище. После долгой схватки храбрец его
одолел, отрубив голову своим боевым мечом. Удар был такой могучий, что
голова закатилась в кусты, а воин упал без сил, страдая от ран.
И тут откуда ни возьмись появились два охотника. Не обращая внимания на
стоны раненого и мольбы о помощи, они освежевали тушу и ну тянуть шкуру
каждый к себе! В конце концов разрезали ее пополам и бросились
наперегонки прочь.
Это и были Корень да Бугор. Наверно, думали, что раненый скоро умрет и
никто не откроет их лжи. Однако божий суд не обманешь, тут и колдовство
не поможет!
|
Категория: Славяне | Добавил: Рикалли (05.09.2011)
|
Просмотров: 1267 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|