Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Каталог статей
В категории материалов: 15 Показано материалов: 1-10 |
Страницы: 1 2 » |
Сортировать по:
Дате
Призрак-двойник,
привидение перед смертью; дух умершего неестественной смертью, утонувшего,
самоубийцы. Во всем похож на человека, но своего лица не имеет и по безличью
носит маску того, кем хочет показаться. Увидеть такого двойника — к смерти. Так
называют и призрак, образ человека, вызванный в зеркале во время гадания. В
заговорах к помощи безыменя обращаются колдуны, желая испортить человека. В
лесу у осины, обратившись лицом на запад, колдун произносит "умерших,
убитых, заблудящих, некрещеных и безымянных" встать и повредить такому-то.
|
В пословицах, песнях и
сказках демоническое существо, которое странствует по белу свету в поисках
людей, обреченных несчастью, идет к ним навстречу, гонится за ними.
"Беда спит, а по
людям ходит", — утверждает народ. — "Беда ходит не по лесу, а по
людям", "Где беда ни голодала, а к нам на пирушку попала",
"Пришла беда — отворяй ворота!"
|
Еще в древнейшие времена петух считался воплощением огня.
В старину славяне посвящали его Святовиду и признавали за лучшую
умилостивляющую жертву богу огня - Сварогу. «Гласим-царь»,
«Будимир-царь» представлял народной Руси неизменно верные часы, позволяя
узнать время ночью.
«Петух поет - значит, нечистой силе темной пора пришла!» - говорят в
народе, твердо верящем, что с вечера и «до первых петухов» положено
бродить по земле всякому воплощению черта, но крик его обладает
способностью изгонять нечисть.
«Петух поет - на небе к заутрене звонят!» - приговаривают благочестивые
старцы, уверенные в правильности предания: мол, как перестанут петь
петухи, так и всему миру конец.
«Бывает, что и курица петухом поет!» - гласит пословица, применяемая к
людям, которые берутся за непосильное дело и заранее похваляются
сомнительным успехом.
|
Жаркою порою, в
начале месяца зарева, пропал во граде Славенске сын самого воеводы,
отрок Всеволод. Пошел с друзьями в лес по ягоды, но к вечеру разразилась
гроза, какой и старики не припомнят, и бушевала она люто и долго. Едва
ли не пополуночи вернулись ребятишки, но без Всеволода - запропастился
он невесть где. Неделю искал весь Славенск отрока, матушка его все глаза
выплакала, да разве слезами горю поможешь?
И порешили на сходе: то ли медведь Всеволода задрал, то ли утоп в
болоте. ч--*-. Минуло почти три года. И вот за неделю до Купалы явлено
было граду Славенску видение. В полночь вдруг осветился весь окоем,
будто на заре утренней, а над ним, в черном-пречерном небе, возникло
подобие четырех храмов, златом и каменьями самоцветными отделанных. На
стрельчатых навершиях бешено, словно вихри, крутились огни, а понизу
столбы синего пламени простирались до самой земли. Весь Славенск
созерцал чудо великое, оглашаемое жутким собачьим воем и курокликом.
|
Во всякую пору суд божий был высшим и справедливейшим. Вера в него
велась на Руси с незапамятных времен. Еще Перун-громовник, грозный
повелитель огней небесных и дожденосных туч, призывался в
свидетели-судьи.
Каратель злой нечисти, мешавшей труженику-пахарю, он являлся и бичом
людских пороков и преступлений. Огню и воде, этим находившимся под его
властью стихиям, придавалась сила обличения лжи. Поэтому и обращались
наши предки к его помощи, например, часто виновников преступления
выявляло огненное испытание.
Обвиняемый должен был пройти голыми ногами по раскаленному железу: народ
верил, что невиновный человек сделает это безо всякого вреда для себя.
При сомнительных, спорных делах тот, кто обвинял неприятеля в
преступлении или, наоборот, желал очиститься от подозрения, должен был,
допустим, пронести кусок раскаленного железа на несколько шагов или
голой рукой достать кольцо из кипящего котла. Вытерпел - значит, выиграл
суд. И наоборот...
|
- Расскажи, Гамаюн, птица вещая, как убил Пеpун зверя-Скипе-
ра, как великие подвиги он совершил, и как сестрам своим дал сво-
боду он!
- Ничего не скрою, что ведаю... |
- Расскажи, Гамаюн, птица вещая, как родился Пеpун многомощ-
ный. Как на Землю пришел лютый Скипер-зверь, как Пеpуна он в яму
закапывал, и как боги Пеpуна спасли потом!
- Ничего не скрою, что ведаю... |
- Расскажи, Гамюн, птица вещая, как был Ирий сад учрежден в
горах. Пекло как под Землей оказалось? Заселилась как поднебесная?
И родились как боги вечные?
- Ничего не скрою, что ведаю... |
- Расскажи, Гамаюн, птица вещая, как устроен был поднебесный
мир. Pодились как силы небесные, как родился Cварожич сияющий?
И о силах черных поведай нам! И о первой битве Добра со Злом,
о победе Прaвды над Кривдою!
- Ничего не скрою, что ведаю... |
Разгулялась непогодушка, туча грозная поднималась. Расшуме-
лись, приклонились дубравушки, всколыхалась в поле ковыль-трава.
То летела Гамаюн - птица вещая со восточной со сторонушки, бурю
крыльями поднимая. Из-за гор летела высоких, из-за леса летела
темного, из под тучи той непогожей.
Cине море она перепархивала, Сарачинское поле перелетывала.
Как у реченьки быстрой Смородины, у бел горюч камня Алатыря во зе-
леном садочке на яблоне Гамаюн-птица присаживалась. Как садилась
она - стала песни петь, распускала перья до сырой земли.
Как у камня того у Алатыря собиралися-соезжалися сорок царей
со царевичем, сорок князей со князевичем, сорок могучих витязей,
сорок мудрых волхвов. Собиралися-соезжалися, вкруг ее рядами
рассаживались, стали птицу-певицу пытать:
- Птица вещая, птица мудрая, много знаешь ты, много веда-
ешь... Ты скажи, Гамаюн, спой-поведай нам... Отчего зачался весь белый свет? Солнце Красное как зачалось? Месяц Светлый и часты
звездочки отчего, скажи, народились? И откуда взялись ветры буй-
ные? Разгорелись как зори ясные?
- Ничего не скрою, что ведаю... |
|
|