Купала, в восточнославянской мифологии главный персонаж
праздника летнего солнцестояния (в ночь на Ивана Купалу - народное прозвище
Иоанна Крестителя - с 23 на 24 июня по старому стилю). К. называли куклу или
чучело (женщины или мужчины - ср. такую же куклу Костромы), которое в
белорусских ритуалах называла также Марой (воплощение смерти), в рус. песнях -
ведьмой (в ритуалах «ведьму», конский череп вла кости скота сжигают на костре).
Во время праздника К. топят в воде; разжигаются священные костры, через которые
прыгают участники обряда: ритуал призван обеспечить плодородие (от высоты
прыжка или пламени костра зависит высота хлебов и т. п.). Как сами обряды, так
в название Купала (от глагола купать, кипеть, родственно лат. cupido. Купидон,
«стремление»: ср. индоевроп. корень kup- со значением «кипеть, вскипать,
страстно желать») указывает на соотнесение купальских ритуалов с огнём (земным
и небесным - солнцем, в купальских ритуалах представленным колесом) и водой,
которые выступают в купальских мифах как брат и сестра. В основе мифа,
реконструируемого по многочисленным купальским песням и другим фольклорным
текстам, лежит мотив кровосмесительного брака брата с сестрой, воплощаемых
двуцветным цветком иван-да-марья - важнейший символом купальских обрядов;
жёлтый цвет воплощает одного из них, синий - другого. В одном из вариантов мифа
брат собирается убить сестру-соблазнительницу, а она просит посадить цветы на
её могиле. Три вида волшебных трав и цветов в купальских песнях (по поверьям,
целебная сила трав была наибольшей в ночь на К., отсюда назв.- «Иван Травник»)
соотносятся с мотивами трёх змей в трёх дочерей К. Сходные обряды и поверья
связываются с Ивановым днём во всех славянских традициях. Широко распространено
предание о цветке, который раскрывается накануне этого дня (напр., папоротвик)
и огненным цветом указывает на клад и т. п. В Болгарии и белорусском Полесье
совпадают обычаи добывания купальского «живого огня» трением двух кусков
дерева. Сюжет кровосмесительного брака брата и сестры (первоначально
близнецов), отдельные мотивы и имена персонажей (напр., Мара, Марена, позднее
переосмысленное как Марья) могут относиться ко времени, предшествующему
праславянскому, что видно из совпадений с балтийской мифологией и обрядами
Иванова дна (Лиго). Сам сюжет об инцесте в своей древнейшей форме
истолковывается как воплощение в мифе взаимосвязей основных полярных
противоположностей - огонь/вода и т. п. Такие характерные для славянских обрядов
и песен мотивы, как купальские змеи, скот, клад и др., позволяют связать
купальский цикл мифов с основным мифом славянской мифологии о поединке
громовержца Перуна со змеевидным противником, добыванием скота и богатств.
|