Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Каталог статей
В разделе материалов: 31 Показано материалов: 11-20 |
Страницы: « 1 2 3 4 » |
Еще в древнейшие времена петух считался воплощением огня.
В старину славяне посвящали его Святовиду и признавали за лучшую
умилостивляющую жертву богу огня - Сварогу. «Гласим-царь»,
«Будимир-царь» представлял народной Руси неизменно верные часы, позволяя
узнать время ночью.
«Петух поет - значит, нечистой силе темной пора пришла!» - говорят в
народе, твердо верящем, что с вечера и «до первых петухов» положено
бродить по земле всякому воплощению черта, но крик его обладает
способностью изгонять нечисть.
«Петух поет - на небе к заутрене звонят!» - приговаривают благочестивые
старцы, уверенные в правильности предания: мол, как перестанут петь
петухи, так и всему миру конец.
«Бывает, что и курица петухом поет!» - гласит пословица, применяемая к
людям, которые берутся за непосильное дело и заранее похваляются
сомнительным успехом.
|
Жаркою порою, в
начале месяца зарева, пропал во граде Славенске сын самого воеводы,
отрок Всеволод. Пошел с друзьями в лес по ягоды, но к вечеру разразилась
гроза, какой и старики не припомнят, и бушевала она люто и долго. Едва
ли не пополуночи вернулись ребятишки, но без Всеволода - запропастился
он невесть где. Неделю искал весь Славенск отрока, матушка его все глаза
выплакала, да разве слезами горю поможешь?
И порешили на сходе: то ли медведь Всеволода задрал, то ли утоп в
болоте. ч--*-. Минуло почти три года. И вот за неделю до Купалы явлено
было граду Славенску видение. В полночь вдруг осветился весь окоем,
будто на заре утренней, а над ним, в черном-пречерном небе, возникло
подобие четырех храмов, златом и каменьями самоцветными отделанных. На
стрельчатых навершиях бешено, словно вихри, крутились огни, а понизу
столбы синего пламени простирались до самой земли. Весь Славенск
созерцал чудо великое, оглашаемое жутким собачьим воем и курокликом.
|
Во всякую пору суд божий был высшим и справедливейшим. Вера в него
велась на Руси с незапамятных времен. Еще Перун-громовник, грозный
повелитель огней небесных и дожденосных туч, призывался в
свидетели-судьи.
Каратель злой нечисти, мешавшей труженику-пахарю, он являлся и бичом
людских пороков и преступлений. Огню и воде, этим находившимся под его
властью стихиям, придавалась сила обличения лжи. Поэтому и обращались
наши предки к его помощи, например, часто виновников преступления
выявляло огненное испытание.
Обвиняемый должен был пройти голыми ногами по раскаленному железу: народ
верил, что невиновный человек сделает это безо всякого вреда для себя.
При сомнительных, спорных делах тот, кто обвинял неприятеля в
преступлении или, наоборот, желал очиститься от подозрения, должен был,
допустим, пронести кусок раскаленного железа на несколько шагов или
голой рукой достать кольцо из кипящего котла. Вытерпел - значит, выиграл
суд. И наоборот...
|
- Расскажи, Гамаюн, птица вещая, как убил Пеpун зверя-Скипе-
ра, как великие подвиги он совершил, и как сестрам своим дал сво-
боду он!
- Ничего не скрою, что ведаю... |
- Расскажи, Гамаюн, птица вещая, как родился Пеpун многомощ-
ный. Как на Землю пришел лютый Скипер-зверь, как Пеpуна он в яму
закапывал, и как боги Пеpуна спасли потом!
- Ничего не скрою, что ведаю... |
- Расскажи, Гамюн, птица вещая, как был Ирий сад учрежден в
горах. Пекло как под Землей оказалось? Заселилась как поднебесная?
И родились как боги вечные?
- Ничего не скрою, что ведаю... |
- Расскажи, Гамаюн, птица вещая, как устроен был поднебесный
мир. Pодились как силы небесные, как родился Cварожич сияющий?
И о силах черных поведай нам! И о первой битве Добра со Злом,
о победе Прaвды над Кривдою!
- Ничего не скрою, что ведаю... |
Разгулялась непогодушка, туча грозная поднималась. Расшуме-
лись, приклонились дубравушки, всколыхалась в поле ковыль-трава.
То летела Гамаюн - птица вещая со восточной со сторонушки, бурю
крыльями поднимая. Из-за гор летела высоких, из-за леса летела
темного, из под тучи той непогожей.
Cине море она перепархивала, Сарачинское поле перелетывала.
Как у реченьки быстрой Смородины, у бел горюч камня Алатыря во зе-
леном садочке на яблоне Гамаюн-птица присаживалась. Как садилась
она - стала песни петь, распускала перья до сырой земли.
Как у камня того у Алатыря собиралися-соезжалися сорок царей
со царевичем, сорок князей со князевичем, сорок могучих витязей,
сорок мудрых волхвов. Собиралися-соезжалися, вкруг ее рядами
рассаживались, стали птицу-певицу пытать:
- Птица вещая, птица мудрая, много знаешь ты, много веда-
ешь... Ты скажи, Гамаюн, спой-поведай нам... Отчего зачался весь белый свет? Солнце Красное как зачалось? Месяц Светлый и часты
звездочки отчего, скажи, народились? И откуда взялись ветры буй-
ные? Разгорелись как зори ясные?
- Ничего не скрою, что ведаю... |
Когда-то люди заселяли землю вместе с иными народами, которые также были внуками добрых и злых божеств.
От Алины Святогоровны и Ильма Сварожича ведут свой род гмуры и альвы.
Гмуры и альвы - родственники, первые гмур и альв были братьями. Только
гмуры пошли в отца - великого бога-кузнеца Ильма Сварожича, а альвы - в
мать прекрасную Алину.
В горах, в пещерах, живут гмуры, также их называют гомозулями и
гномами. Это великие мастера-кузнецы, ведающие тайны гор. Они первыми
научились добывать руду и плавить металлы.
В общем-то - это добрый и трудовой народ, но они сильно пострадали от
людской алчности, потому людей недолюбливают. Они прячутся в глубоких
горных пещерах, там построены ими подземные города и дворцы. Иногда они
выходят на поверхность, и если встретят в горах человека - пугают его
громким криком. |
Когда бог создал небо, землю,
всех животных и все растения-то взял лежащую под ногами животных глину и словом
своим сотворил из нее человека.
Сотворил, дабы дивился он величественным деяниям господа и прославлял имя
божье.
И поселил его в Эдеме.
И новосозданный Адам восхитился чудесами божьими. Обозрел он всех животных,
всех птиц, все растения, изумился и восславил имя великого мастера.
И, ощутив себя одиноким, впал в тоску, в великую тоску.
|
|
|