Свентовит (лат. Zuantewith, польск. Świętowit) — бог
плодородия у части западных славян. Добрый бог, бог плодородия согласно «Mater
Verborum», и противостоящий Чернобогу. Упомянут в «Славянской хронике» Гельмольда,
подробно описан у Саксона Грамматика в «Деянии данов», как главный бог, бог
богов храма при Арконе.
Согласно «Славянской хронике» Гельмольда (1167—1168 гг.) — бог
земли руянской, «светлейший в победах, самый убедительный в ответах», который
среди множества славянских божеств считается главным:
«Среди множества славянских божеств главным
является Свентовит (Zuantewith), бог земли ранской, так как он — самый
убедительный в ответах. Рядом с ним всех остальных они как бы полубогами
почитают. Поэтому в знак особого уважения они имеют обыкновение ежегодно
приносить ему в жертву человека — христианина, какого укажет жребий. Из
всех славянских земель присылаются установленные пожертвования на
жертвоприношения Свентовиту. С удивительным почтением относятся славяне к
своему божеству, ибо они не легко приносят клятвы и не терпят, чтобы
достоинство его храма нарушалось даже во время неприятельских нашествий…»
В другом месте Гельмольд вновь указывает на существование верховного бога у
славян, но не указывает его имени:
У славян имеется много разных видов
идолопоклонства. Ибо не все они придерживаются одних и тех же языческих
обычаев. Одни прикрывают невообразимые изваяния своих идолов храмами, как,
например, идол в Плуне, имя которому Подага; у других божества населяют леса и
рощи, как Прове, бог альденбургской земли, — они не имеют никаких идолов.
Многих богов они вырезают с двумя, тремя и больше головами. Среди многообразных
божеств, которым они посвящают поля, леса, горести и радости, они признают и
единого бога, господствующего над другими в небесах, признают, что он,
всемогущий, заботится лишь о делах небесных, они [другие боги], повинуясь ему,
выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и
каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому богу богов.
О возникновении культа Свентовита у руян
Гельмольд
выдвигает следующую теорию. По его мнению, именно Людовик II пожаловал часть
земли руян монастырю св. Витта в Корвейе. Проповедники обратили народ руян в
христианскую веру и заложили на острое Рюген храм в честь мученика св. Вита. Но
руяны отпали от веры и изгнали христиан, и стали почитать св. Вита как
языческого бога, поставив в честь его громадного идола. «И с тех пор это
заблуждение у руян настолько утвердилось, что Свентовит, бог земли руянской,
занял первое место среди всех божеств славянских, светлейший в победах, самый
убедительный в ответах. Поэтому и в наше время не только вагрская земля, но и
все другие славянские земли посылали сюда ежегодно приношения, почитая его
богом богов.»
Саксон Грамматик в «Деяниях Данов», 2 пол. XII в., описывает храм
Святовита в столице руян городе Аркона, где «Свентовита символизировали разные
знаки, в частности, резные орлы и знамена, главное из которых называлось
Станица… Власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской».
В самом храме стоял большой, превосходящий рост человеческий, кумир, с четырьмя
головами, которого принято считать кумиром Святовита.
Кумир истреблен епископом Абсалоном в 1168 году.
В чешском словаре Mater Verborum упомянут сначала Suatouyt как Арес (лат.
Ares, bellum), а затем Zwatovit объяснен как Марс.
Пассаж, допущенный в «Истории Каменской епархии», XVII век, при описании
острова Рюген дал повод к отождествлению Святовита и Белобога.
|