Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Каталог статей
Добрыня Никитич
Былинная биография Добрыни Никитича разработана в русском эпосе не менее
тщательно, чем Ильи Муромца. Есть былины о рождении и детстве Добрыни, о
его женитьбе на богатырше-полянице, о его знакомстве с Ильей Муромцем, о
конфликте с Алешей Поповичем. Известно имя Добрыниной матери – Амельфа
Тимофеевна; отца – Никита Романович; жены – Настасья Микулична; тетушки –
Авдотья Ивановна, даже «матушки крестовой» – Анны Ивановны.
В отличие от Ильи Муромца Добрыня Никитич имеет вполне реального
исторического прототипа – это знаменитый дядя князя Владимира
Святославовича, посадник новгородский, а затем воевода киевский Добрыня,
рассказы о котором есть и в «Повести временных лет», и в других
летописных источниках. (Подробный и наиболее полный свод всех сведений
об этом историческом Добрыне приведен в книге: Добрыня Никитич и Алеша
Попович. М., 1974. («Литературные памятники».)
Но существует и другая версия, согласно которой былинный Добрыня –
собирательный образ, вобравший, черты многих древнерусских Добрынь. «С
домонгольской Русью, – отмечает современный исследователь Ю. И. Смирнов,
– летописи связывают по крайней мере семь Добрынь: в сведениях по X в.
упоминается несколько раз Добрыня, дядя Владимира I Святославича; по XI
в. – Добрыня Рагуилович, воевода новгородский, по XII в. – Добрыня
Галичанин и Добрыня Ядрейкович, архиепископ новгородский. Выбор
достаточно велик – почти четыре столетия, и теоретически нельзя
исключить никого из этих «прототипов» или сводить всех Добрынь к первому
из них, как это часто делается».;
Здесь речь идет о временах домонгольской Руси, но и позже, в XV-XVII
веках (по «Ономастикону» С. Б. Веселовского); это имя оставалось в числе
самых распространенных. При этом надо еще учитывать, что оно относится к
числу «некалендарных» имен, которого не могли дать при крещении. А это
значит, что для всех перечисленных выше Добрынь оно было или вторым –
языческим именем, или же, что более вероятно, прозвищем, полученным за
определенные человеческие качества: доброту, красоту, величие (а все это
входит в значение древнерусского имени Добрыня). Так что в данном
случае действительно трудно понять, что же именно привлекло в
историческом Добрыне: его ли заслуги, а они и впрямь были немалыми, или
же само это прекрасное имя ДОБРЫНЯ, тем более что и по отчеству он –
НИКИТИЧ, что в переводе с греческого означает – славный, блестящий,
победитель. Поэтому полностью оно значило: добрый победитель.
Перефразируя известное выражение, вполне можно сказать, что если бы не
было исторического Добрыни, его бы все равно выдумали. Русский народный
эпос немыслим без героя с таким именем.
Центральным и наиболее популярным сюжетом в былинах о Добрыне Никитиче
остался самый древний – «змееборчество», бой Добрыни со змеем. Хотя уже
первые исследователи обратили внимание не только на мифологические (они
бесспорны), но и на исторические корни этого сюжета. Так возникло
известное толкование в контексте с реальными историческими фактами
крещения Добрыней Новгорода в 990 году, когда Добрыня огнем, а Путята
(вспомним Забаву Путятичну, которую спасает от змея былинный Добрыня)
мечом заставили новгородцев принять новую веру.
Сокрушив все языческие идолы, Добрыня, как описывают летописи, обратился
к новгородцам с такими словами: «Что, безумные, сожалеете о тех, кто
сам себя защитить не смог, какую помощь от них ждали».
В народном поэтическом творчестве эти реальные исторические события
приняли сказочно-фантастическую форму борьбы Добрыни со змеем. Тем более
что «змееборческие» мотивы уже изначально существовали в эпосе, были
тем самым наследием языческих времен, которые сокрушал исторический
Добрыня. Подобные мотивы наиболее полно сохранились в сказаниях и
сказках, но Добрыня существенно отличается от традиционных сказочных
героев-змееборцев. «Давняя сказочно-мифологическая традиция, – отмечает
современный исследователь В. П. Аникин, – говоря о змееборстве,
сталкивала героя со змеем как с обладателем или похитителем женщины.
Змей Горыныч в былине также предстает в этой своей роли, но есть и
отличие. В сказках герой вел борьбу с мифическим чудовищем, чтобы
создать семью. Добрыня являет собой образ воителя нового типа. Он не
борется за устройство семьи. Забава Путятична освобождена не как
невеста. Добрыня – борец за спокойствие и нерушимость границ Руси.
Сказочный мотив борьбы за женщину становится мотивом борьбы за русскую
полонянку. Добрыня прославлен как освободитель русской земла от
губительных налетов змея-насильника».
|
Категория: Былины | Добавил: Рикалли (20.07.2011)
|
Просмотров: 2186 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|